1. Общие положения

1.1. Нас­то­ящие Пра­вила до­рож­но­го дви­жения Рес­публи­ки Ка­захс­тан (да­лее — Пра­вила) ус­та­нав­ли­ва­ют еди­ный по­рядок до­рож­но­го дви­жения на всей тер­ри­тории Рес­публи­ки Ка­захс­тан. Дру­гие нор­ма­тив­ные и пра­вовые ак­ты, ка­са­ющиеся до­рож­но­го дви­жения, долж­ны ос­но­вывать­ся на тре­бова­ни­ях Пра­вил и не про­тиво­речить им. В пункт 1.2 вне­сены из­ме­нения в со­от­ветс­твии с пос­та­нов­ле­ни­ями Пра­витель­ства РК от 26.05.99 г. № 643; от 12.10.05 г. № 1021 (см. стар. ред.); от 26.01.09 г. № 47 (см. стар. ред.)

1.2. В Пра­вилах ис­поль­зу­ют­ся сле­ду­ющие ос­новные по­нятия: ав­то­магист­раль — до­рога, обоз­на­чен­ная зна­ком 5.1 и име­ющая для каж­до­го нап­равле­ния дви­жения про­ез­жие час­ти, от­де­лен­ные друг от дру­га раз­де­литель­ной по­лосой, а при ее от­сутс­твии — до­рож­ным ог­ражде­ни­ем без пе­ресе­чений в од­ном уров­не с дру­гими до­рога­ми, же­лез­но­дорож­ны­ми или трам­вай­ны­ми пу­тями, пе­шеход­ны­ми или ве­лоси­пед­ны­ми до­рож­ка­ми;

ав­то­бус — ав­тотранс­пор­тное средс­тво, пред­назна­чен­ное для пе­ревоз­ки пас­са­жиров и ба­гажа, име­ющее бо­лее вось­ми мест для си­дения, иск­лю­чая мес­то во­дите­ля;

ав­то­по­езд — ме­хани­чес­кое транс­пор­тное средс­тво, сцеп­ленное с при­цепом (при­цепа­ми);

ба­гаж — иму­щест­во пас­са­жира, упа­кован­ное и пе­рево­зимое в ба­гаж­ном от­де­лении ав­то­буса, мик­ро­ав­то­буса или в ба­гаж­ном ав­то­моби­ле, соп­ро­вож­да­ющем ав­то­бус, мик­ро­ав­то­бус, в пре­делах норм, ус­та­нов­ленных Пра­вила­ми пе­ревоз­ки пас­са­жиров и ба­гажа, а так­же в так­си на ос­но­вании до­пол­ни­тель­но­го сог­ла­шения с пе­ревоз­чи­ком;

бе­зопас­ность до­рож­но­го дви­жения — сос­то­яние до­рож­но­го дви­жения, от­ра­жа­ющее сте­пень за­щищен­ности его участ­ни­ков и го­сударс­тва от до­рож­но-транс­пор­тных про­ис­шест­вий и их пос­ледс­твий;

ве­лоси­пед — транс­пор­тное средс­тво, кро­ме ин­ва­лид­ных ко­лясок, име­ющее два ко­леса или бо­лее и при­води­мое в дви­жение мус­куль­ной си­лой лю­дей, на­ходя­щих­ся на нем;

во­дитель — ли­цо, уп­равля­ющее транс­пор­тным средс­твом, по­гон­щик, ве­дущий по до­роге вьюч­ных, вер­хо­вых жи­вот­ных или ста­до. К во­дите­лю при­рав­ни­ва­ет­ся обу­ча­ющий вож­де­нию;

вы­нуж­денная ос­та­нов­ка — прек­ра­щение дви­жения транс­пор­тно­го средс­тва из-за его тех­ни­чес­кой не­исп­рав­ности или опас­ности, соз­да­ва­емой пе­рево­зимым гру­зом, сос­то­янием во­дите­ля (пас­са­жира) или по­яв­ле­ни­ем пре­пятс­твия на до­роге;

глав­ная до­рога — до­рога, обоз­на­чен­ная зна­ками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.1 по от­но­шению к пе­ресе­ка­емой (при­мыка­ющей), или до­рога с твер­дым пок­ры­ти­ем (ас­фаль­то- и це­мен­то­бетон, ка­мен­ные ма­тери­алы и то­му по­доб­ное) по от­но­шению к грун­то­вой, ли­бо лю­бая до­рога по от­но­шению к вы­ез­дам с при­лега­ющих тер­ри­торий. На­личие на вто­рос­те­пен­ной до­роге не­пос­редс­твен­но пе­ред пе­рек­рест­ком участ­ка с пок­ры­ти­ем не де­ла­ет ее рав­ной по зна­чению с пе­ресе­ка­емой;

до­рога — ав­то­мобиль­ная до­рога об­ще­го поль­зо­вания, хо­зяй­ствен­ная ав­то­мобиль­ная до­рога, ули­ца го­рода и на­селен­но­го пунк­та, под­ле­жащие го­сударс­твен­но­му уче­ту и предс­тав­ля­ющие комп­лекс ин­же­нер­ных со­ору­жений, пред­назна­чен­ных для дви­жения транс­пор­тных средств. До­рога вклю­ча­ет в се­бя од­ну или нес­коль­ко про­ез­жих час­тей, а так­же трам­вай­ные пу­ти, тро­ту­ары, обо­чины и раз­де­литель­ные по­лосы при их на­личии;

до­рож­ное дви­жение — со­вокуп­ность об­щест­вен­ных от­но­шений, воз­ни­ка­ющих при пе­реме­щении лю­дей и гру­зов по до­рогам с ис­поль­зо­вани­ем транс­пор­тных средств ли­бо без них (пе­шехо­ды), а так­же в про­цес­се ре­гули­рова­ния ус­ло­вий это­го пе­реме­щения;

до­рож­но-транс­пор­тное про­ис­шест­вие — со­бытие, воз­никшее в про­цес­се дви­жения по до­роге транс­пор­тно­го средс­тва и с его учас­ти­ем, при ко­тором по­гиб­ли или ра­нены лю­ди, пов­режде­ны транс­пор­тные средс­тва, со­ору­жения, гру­зы, ли­бо при­чинен иной ма­тери­аль­ный ущерб;

же­лез­но­дорож­ный пе­ре­езд — пе­ресе­чение до­роги с же­лез­но­дорож­ны­ми пу­тями на од­ном уров­не. Гра­ницей пе­ре­ез­да яв­ля­ет­ся учас­ток до­роги, ог­ра­ничен­ный во­об­ра­жа­емой ли­ни­ей на расс­то­янии 10 м от бли­жай­ше­го рель­са;

край про­ез­жей час­ти — оп­ре­деля­ет­ся ли­ни­ей раз­метки, а при ее от­сутс­твии ус­ловной ли­ни­ей, про­ходя­щей по кром­ке до­рож­но­го пок­ры­тия, а так­же в мес­те при­мыка­ния про­ез­жей час­ти к трам­вай­ным пу­тям у края до­роги. При не­воз­можнос­ти оп­ре­делить кром­ку до­рож­но­го пок­ры­тия, в том чис­ле и по до­рож­ным ус­ло­ви­ям край про­ез­жей час­ти оп­ре­деля­ет­ся са­мим во­дите­лем по краю на­катан­ной по­лосы;

круп­но­габа­рит­ное транс­пор­тное средс­тво — транс­пор­тное средс­тво с гру­зом или без гру­за, име­ющее пре­выше­ние га­барит­ных раз­ме­ров, ус­та­нов­ленных нор­ма­тив­ны­ми пра­вовы­ми ак­та­ми;

жи­лая зо­на — учас­ток, заст­ро­ен­ная тер­ри­тория или мас­сив, обоз­на­чен­ные зна­ком 5.38;

ма­нев­ри­рова­ние — на­чало дви­жения от ос­та­нов­ки (сто­ян­ки), ос­та­нов­ка, по­ворот (раз­во­рот), пе­рест­ро­ение, тор­мо­жение и дви­жение транс­пор­тно­го средс­тва зад­ним хо­дом;

марш­рут­ное транс­пор­тное средс­тво — транс­пор­тное средс­тво об­ще­го поль­зо­вания (ав­то­бус, трол­лей­бус, трам­вай), пред­назна­чен­ное для пе­ревоз­ки по до­рогам пас­са­жиров и дви­жуще­еся по ус­та­нов­ленно­му марш­ру­ту с обоз­на­чен­ны­ми ос­та­новоч­ны­ми пунк­та­ми (ос­та­нов­ка­ми);

ме­хани­чес­кое транс­пор­тное средс­тво — транс­пор­тное средс­тво, кро­ме мо­педа, при­води­мое в дви­жение дви­гате­лем. Тер­мин расп­рос­тра­ня­ет­ся так­же на лю­бые трак­то­ры и са­моход­ные ма­шины;

мо­пед — двух- или трех­ко­лес­ное транс­пор­тное средс­тво, при­води­мое в дви­жение дви­гате­лем с ра­бочим объемом не бо­лее 50 см3 и име­ющее мак­си­маль­ную конс­трук­тивную ско­рость не бо­лее 50 км/ч. К мо­педам при­рав­ни­ва­ют­ся ве­лоси­педы с под­весным дви­гате­лем, мо­кики и дру­гие транс­пор­тные средс­тва с ана­логич­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками;

мо­тоцикл — двух­ко­лес­ное ме­хани­чес­кое транс­пор­тное средс­тво с бо­ковым при­цепом или без не­го. К мо­тоцик­лам при­рав­ни­ва­ют­ся трех- и че­тырех­ко­лес­ные ме­хани­чес­кие транс­пор­тные средс­тва, име­ющие мас­су в сна­ряжен­ном сос­то­янии не бо­лее 400 кг;

на­селен­ный пункт — заст­ро­ен­ная тер­ри­тория, въез­ды на ко­торую и вы­ез­ды с ко­торой обоз­на­чены зна­ками 5.22 — 5.25;

не­дос­та­точ­ная ви­димость — ви­димость до­роги ме­нее 300 м в ус­ло­ви­ях ту­мана, дож­дя, пы­ли, сне­гопа­да и то­му по­доб­но­го, а так­же в су­мер­ки;

об­гон — опе­реже­ние дви­жуще­гося впе­реди на ми­нималь­ной бе­зопас­ной дис­танции транс­пор­тно­го средс­тва или сос­та­ва транс­пор­тных средств, свя­зан­ное с вы­ез­дом из за­нима­емой по­лосы;

обо­чина — грун­то­вая или ук­реплен­ная пок­ры­ти­ем по­лоса меж­ду бров­кой (или бор­дюрным кам­нем) и кра­ем про­ез­жей час­ти на од­ном с ней уров­не;

опас­ный груз — груз, ко­торый в си­лу при­сущих ему свой­ств и осо­бен­ностей при пе­ревоз­ке, про­из­водс­тве пог­ру­зоч­но-разг­ру­зоч­ных ра­бот и хра­нении мо­жет пос­лу­жить при­чиной взры­ва, по­жара или пов­режде­ния тех­ни­чес­ких средств, уст­рой­ств, зда­ний, стро­ений и со­ору­жений, а так­же ги­бели, трав­ми­рова­ния или за­боле­вания лю­дей, жи­вот­ных, на­нес­ти вред ок­ру­жа­ющей сре­де;

опас­ность для дви­жения — вне­зап­ное из­ме­нение в до­рож­ном дви­жении, уг­ро­жа­ющее его бе­зопас­ности и тре­бу­ющее из­ме­нения ско­рос­ти и (или) ма­нев­ри­рова­ния транс­пор­тно­го средс­тва;

ор­га­низа­ция до­рож­но­го дви­жения — комп­лекс ор­га­низа­ци­он­но-тех­ни­чес­ких ме­роп­ри­ятий и рас­по­ряди­тель­ных дей­ствий по уп­равле­нию дви­жени­ем на до­рогах;

ор­га­низо­ван­ная пе­шая ко­лон­на — груп­па дви­жущих­ся по до­роге пе­шехо­дов, ор­га­низо­ван­ная и обоз­на­чен­ная в со­от­ветс­твии с тре­бова­ни­ями пунк­та 3.2 Пра­вил;

ор­га­низо­ван­ная транс­пор­тная ко­лон­на — груп­па из трех и бо­лее ме­хани­чес­ких транс­пор­тных средств, сле­ду­ющих не­пос­редс­твен­но друг за дру­гом по од­ной и той же по­лосе дви­жения с пос­то­ян­но вклю­чен­ны­ми фа­рами в соп­ро­вож­де­нии го­лов­но­го транс­пор­тно­го средс­тва с вклю­чен­ным проб­леско­вым ма­яч­ком си­него цве­та или ма­яч­ка­ми си­него и крас­но­го цве­тов;

ос­та­нов­ка — пред­на­мерен­ное прек­ра­щение дви­жения транс­пор­тно­го средс­тва на вре­мя до 5 ми­нут, а так­же на боль­шее, ес­ли это не­об­хо­димо для по­сад­ки или вы­сад­ки пас­са­жиров ли­бо заг­рузки или разг­руз­ки транс­пор­тно­го средс­тва;

При­меча­ние. Не счи­та­ет­ся ос­та­нов­кой (сто­ян­кой) не­об­хо­димость прек­ра­щения дви­жения транс­пор­тно­го средс­тва, обус­ловлен­ная ор­га­низа­ци­ей до­рож­но­го дви­жения.

пас­са­жир — ли­цо, на­ходя­ще­еся в (на) транс­пор­тном средс­тве и не уп­равля­ющее им;

пе­рек­ресток — мес­то пе­ресе­чения, при­мыка­ния или раз­ветв­ле­ния до­рог на од­ном уров­не, ог­ра­ничен­ное во­об­ра­жа­емы­ми ли­ни­ями, со­еди­ня­ющи­ми со­от­ветс­твен­но про­тиво­полож­ные, на­ибо­лее уда­лен­ные от цент­ра пе­рек­рест­ка на­чала зак­ругле­ний про­ез­жих час­тей. Не счи­та­ют­ся пе­рек­рест­ка­ми вы­ез­ды с при­лега­ющих тер­ри­торий, а так­же мес­та пе­ресе­чения (при­мыка­ния) с по­левы­ми, лес­ны­ми и дру­гими вто­рос­те­пен­ны­ми до­рога­ми, пе­ред ко­торы­ми не ус­та­нов­ле­ны зна­ки при­ори­тета;

пе­рест­ро­ение — сме­на за­нима­емой транс­пор­тным средс­твом по­лосы дви­жения с сох­ра­нени­ем пер­во­началь­но­го нап­равле­ния дви­жения;

пе­шеход — ли­цо, на­ходя­ще­еся вне транс­пор­тно­го средс­тва на до­роге и не про­из­во­дящее на ней ра­боту. К пе­шехо­дам при­рав­ни­ва­ют­ся ли­ца, пе­ред­ви­га­ющиеся в ин­ва­лид­ных ко­ляс­ках без дви­гате­ля, ве­дущие ве­лоси­пед, мо­пед, мо­тоцикл, ве­зущие сан­ки, те­леж­ку, детс­кую или ин­ва­лид­ную ко­ляс­ку;

пе­шеход­ный пе­реход — учас­ток про­ез­жей час­ти, обоз­на­чен­ный зна­ками 5.16.1, 5.16.2 и (или) раз­меткой 1.14.1 — 1.14.3 и вы­делен­ный для дви­жения пе­шехо­дов че­рез до­рогу. При от­сутс­твии раз­метки ши­рина пе­шеход­но­го пе­рехо­да оп­ре­деля­ет­ся расс­то­янием меж­ду зна­ками 5.16.1 и 5.16.2 по оси до­роги;

Снос­ка. Здесь и да­лее при­водит­ся ну­мера­ция до­рож­ной раз­метки сог­ласно при­ложе­нию 2.

по­лоса дви­жения — лю­бая из про­доль­ных по­лос про­ез­жей час­ти, обоз­на­чен­ная или не обоз­на­чен­ная раз­меткой и име­ющая ши­рину, дос­та­точ­ную для дви­жения ав­то­моби­лей в один ряд;

пре­иму­щест­во (при­ори­тет) — пра­во на пер­во­оче­ред­ное дви­жение в на­мечен­ном нап­равле­нии по от­но­шению к дру­гим участ­ни­кам дви­жения;

пре­пятс­твие для дви­жения — лю­бой ма­тери­аль­ный объект, зат­рудня­ющий или де­ла­ющий не­воз­можным даль­ней­шее дви­жение по дан­ной по­лосе про­ез­жей час­ти или по всей ши­рине до­роги;

при­лега­ющая тер­ри­тория — тер­ри­тория, не­пос­редс­твен­но при­лега­ющая к до­роге и не пред­назна­чен­ная для сквоз­но­го дви­жения транс­пор­тных средств (дво­ры, жи­лые мас­си­вы, ав­тосто­ян­ки, ав­то­зап­ра­воч­ные стан­ции, предп­ри­ятия и то­му по­доб­ное);

при­цеп — транс­пор­тное средс­тво, не обо­рудо­ван­ное дви­гате­лем и пред­назна­чен­ное для дви­жения в сос­та­ве с ме­хани­чес­ким транс­пор­тным средс­твом. Тер­мин расп­рос­тра­ня­ет­ся на по­луп­ри­цепы и при­цепы-рос­пуски;

про­ез­жая часть — эле­мент до­роги, пред­назна­чен­ный для дви­жения без­рель­со­вых транс­пор­тных средств;

раз­де­литель­ная по­лоса — конс­трук­тивно вы­делен­ный эле­мент до­роги, раз­де­ля­ющий смеж­ные про­ез­жие час­ти и не пред­назна­чен­ный для дви­жения или ос­та­нов­ки без­рель­со­вых транс­пор­тных средств и пе­шехо­дов, за иск­лю­чени­ем вы­нуж­денной ос­та­нов­ки пе­шехо­дов при пе­ресе­чении до­роги вне на­селен­но­го пунк­та;

раз­ре­шен­ная мак­си­маль­ная мас­са — мас­са сна­ряжен­но­го транс­пор­тно­го средс­тва с гру­зом, во­дите­лем и пас­са­жира­ми, ус­та­нов­ленная предп­ри­ятием-из­го­тови­телем в ка­чест­ве мак­си­маль­но до­пус­ти­мой. За раз­ре­шен­ную мак­си­маль­ную мас­су сос­та­ва транс­пор­тных средств, то есть сцеп­ленных и дви­жущих­ся как од­но це­лое, при­нима­ет­ся сум­ма раз­ре­шен­ных мак­си­маль­ных масс транс­пор­тных средств, вхо­дящих в сос­тав;

ре­гули­ров­щик — сот­рудник ор­га­нов внут­ренних дел (по­лиции), во­ен­ной ав­то­мобиль­ной по­лиции или во­ен­нослу­жащий до­рож­но-ко­мен­дант­ско­го под­разде­ления, ра­бот­ник Ко­мите­та транс­пор­тно­го конт­ро­ля Ми­нис­терс­тва транс­пор­та и ком­му­ника­ций Рес­публи­ки Ка­захс­тан (да­лее — Ко­митет транс­пор­тно­го конт­ро­ля), ра­бот­ник до­рож­но-экс­плу­ата­ци­он­ной служ­бы, де­жур­ный на же­лез­но­дорож­ном пе­ре­ез­де, па­ром­ной пе­реп­ра­ве, име­ющие со­от­ветс­тву­ющее удос­то­вере­ние и эки­пиров­ку (фор­менную одеж­ду или от­ли­читель­ный знак — на­рукав­ную по­вяз­ку, жезл, диск с крас­ным сиг­на­лом ли­бо све­товозв­ра­щате­лем, крас­ный фо­нарь или фла­жок), упол­но­мочен­ные вы­пол­нять рас­по­ряди­тель­ные дей­ствия по уп­равле­нию дви­жени­ем на до­рогах;

сто­ян­ка — пред­на­мерен­ное прек­ра­щение дви­жения транс­пор­тно­го средс­тва на вре­мя бо­лее 5 ми­нут по при­чинам, не свя­зан­ным с по­сад­кой или вы­сад­кой пас­са­жиров ли­бо заг­рузкой или разг­руз­кой транс­пор­тно­го средс­тва;

тем­ное вре­мя су­ток — про­межу­ток вре­мени от кон­ца ве­чер­них су­мерек до на­чала ут­ренних су­мерек;

транс­пор­тное средс­тво — уст­рой­ство, пред­назна­чен­ное для пе­ревоз­ки по до­рогам лю­дей, гру­зов или обо­рудо­вания, ус­та­нов­ленно­го на нем;

тро­ту­ар — эле­мент до­роги, пред­назна­чен­ный для дви­жения пе­шехо­дов, при­мыка­ющий к про­ез­жей час­ти или от­де­лен­ный от нее га­зоном;

тя­жело­вес­ное транс­пор­тное средс­тво — транс­пор­тное средс­тво с гру­зом или без гру­за, пол­ная мас­са или расп­ре­деле­ние наг­рузки по осям ко­торо­го пре­выша­ет ве­личи­ны пре­дель­но до­пус­ти­мых наг­ру­зок для дан­ной ка­тего­рии до­рог и со­ору­жений на них;

ус­ту­пить до­рогу (не соз­да­вать по­мех) — тре­бова­ние, оз­на­ча­ющее, что участ­ник до­рож­но­го дви­жения не дол­жен на­чинать, во­зоб­новлять или про­дол­жать дви­жение, осу­щест­влять ка­кой-ли­бо ма­невр, ес­ли это мо­жет вы­нудить дру­гих участ­ни­ков дви­жения, име­ющих по от­но­шению к не­му пре­иму­щест­во, из­ме­нить нап­равле­ние дви­жения или ско­рость;

участ­ник до­рож­но­го дви­жения — ли­цо, при­нима­ющее не­пос­редс­твен­ное учас­тие в про­цес­се дви­жения в ка­чест­ве во­дите­ля, пе­шехо­да, пас­са­жира транс­пор­тно­го средс­тва.

1.3. На тер­ри­тории Рес­публи­ки Ка­захс­тан ус­та­нов­ле­но пра­вос­то­рон­нее дви­жение транс­пор­тных средств.

1.4. Не­об­хо­димые из­ме­нения и ог­ра­ниче­ния в ор­га­низа­ции до­рож­но­го дви­жения вво­дят­ся в ус­та­нов­ленном по­ряд­ке в рам­ках Пра­вил толь­ко при по­мощи до­рож­ных зна­ков, до­рож­ной раз­метки, сиг­на­лов све­тофо­ров и ре­гули­ров­щи­ков, а так­же рас­по­ряже­ни­ями лиц, упол­но­мочен­ных ре­гули­ровать дви­жение.

1.5. Участ­ни­ки до­рож­но­го дви­жения обя­заны знать и вы­пол­нять от­но­сящи­еся к ним тре­бова­ния Пра­вил, сиг­на­лов све­тофо­ров или ре­гули­ров­щи­ков, зна­ков и раз­метки, а так­же вы­пол­нять тре­бова­ния сот­рудни­ков ор­га­нов внут­ренних дел.

1.6. Участ­ни­ки до­рож­но­го дви­жения долж­ны дей­ство­вать та­ким об­ра­зом, что­бы не соз­да­вать опас­ности для дви­жения и не при­чинять вре­да.

Зап­ре­ща­ет­ся пов­реждать или заг­рязнять пок­ры­тие до­рог, сни­мать, за­гора­живать, пов­реждать, са­моволь­но ус­та­нав­ли­вать до­рож­ные зна­ки, све­тофо­ры и дру­гие тех­ни­чес­кие средс­тва ор­га­низа­ции дви­жения, ос­тавлять на до­роге пред­ме­ты, соз­да­ющие по­мехи для дви­жения. Ли­цо, соз­давшее по­меху, обя­зано при­нять все воз­можные ме­ры для ее уст­ра­нения, а ес­ли это не­воз­можно, то дос­тупны­ми средс­тва­ми обес­пе­чить ин­форми­рова­ние участ­ни­ков дви­жения об опас­ности и со­об­щить в ор­га­ны внут­ренних дел.

1.7. Ли­ца, на­рушив­шие нас­то­ящие Пра­вила, не­сут от­ветс­твен­ность в со­от­ветс­твии с за­коно­датель­ством Рес­публи­ки Ка­захс­тан.